Трубадуры
на масонском пиршестве
…Провинция Тоскана. Мы выходим из машины в небольшом живописном городишке,
расположенном в горах. Я – с дудочкой, Ромка – с шариками. Оба в гирляндах из
гавайских цветов на шеях. Игрушечные цветы – это Ромкино изобретение. Люди
очень хорошо на них реагируют – гирлянды создают ощущение праздника.
Итак, мы обходим все продуктовые магазинчики в центре городка. Сначала –
хлебобулочный. Мы входим в лавку:
- Бонджорно! – начинает Роман.
- Бонджорно ля бела синьорина, - продолжаю я, - ля пикколо кончерто! Ля
серенада ля бела синьорина!
И тут же начинаю играть на дудочке с выражением, паузами и
многозначительными взглядами:
- О соле, о солее мио, стань фронт я те, стань фронт я те!!!
В это время Роман насосом накачивает шарик, по форме похожий на батон
итальянской колбасы «Салями» и скручивает из него собачку.
- Каньолино! – показывает на надувную собачку Ромка.
Каньолино вручается продавщице или просто водружается на прилавок, мы
разворачиваемся и выходим из магазинчика.
- Чао! Грацие!
Обычно в этот момент эмоциональные итальянцы останавливают нас и предлагают
взять что-то поесть. Если этого не происходит, то мы сами, дойдя то порога,
разворачиваемся, и тогда начинается самое интересное – выпрашивание еды.
Мы «замечаем» съестное. Используя имеющиеся в нашем лексиконе итальянские
слова, такие как «Манджаре» (еда) «Поко» (немного) «Пикколо» (маленький) и
жестами показывая на еду, мы чётко даём понять хозяевам, чего хотим.
В некоторых случаях хозяйка сразу: «Дзи-инь!» - открывает кассу и выдаёт
нам «Сольдино» - монетку в одно или два евро. Тогда, используя эту монетку, мы
просим продать нам итальянской еды. Обычно итальянцы отвергают монету и просто
начинают заворачивать в бумагу пласты пиццы, багеты, буханки хлеба, круасоны с
кремом, колбасу, вкуснейший сыр, ароматные фрукты, сочные, спелые овощи и
другие продукты, имеющиеся в наличии, и вручать это всё нам. Обойдя несколько
магазинчиков в таком городке, мы обычно возвращаемся в машину с увесистыми
сумками еды. То же самое происходит после посещения местных рынков – там мы
выступаем прямо перед прилавком.
Если в магазине есть посетители с детьми, то детям тут же скручивается из
воздушного шарика «Каньолино» или «Эспада» (шпага) или, в крайнем случае
«Корона». А я на дудочке в это время играю «На Танцующих Утят Быть похожими
хотят». В момент вручения шарика родители обычно уже подготавливают «сольдино»
чтоб дать их нам…
Для чего мы этим занимаемся? Это хобби. Это активный вид туризма. Это
общение с местным населением, это изучение культуры, традиций, ментальности
народов. Это значительно интереснее, чем ходить по памятникам с путеводителем в
руке. Это даёт мне как музыканту невероятный исполнительский тренинг. И из-за
этого с нами случаются приключения, о которых хочется рассказать. Например,
такие:
...Мы обошли все магазинчики в городке, и уже собрались уезжать, как я
заметил, что какие-то странные итальянские мужчины в костюмах и галстуках
направляются к местному ресторану. Это было несколько необычно для жаркого
воскресного полдня. Кто это? Может быть настоящие итальянские мафиози? Мы
направились за ними.
В ресторане были накрыты столы для банкета человек на шестьдесят. В смежном
зале за обычно накрытыми столами обедали буднично одетые жители городка, а тут
суетились официанты вокруг столов, покрытых белыми скатертями и празднично
украшенных. Я вышел на центр зала и громко заиграл «Соле мио». Роман скрутил
«Каньолино». Народ выдал жалкие аплодисменты и пару евро – слишком шумно было
для представления.
- Мы чужие на этом празднике жизни – процитировал классику я, и мы вышли из
помещения. На улице кучковались «мафиози». Я встретился глазами с серьёзным
седеющим усатым мужчиной в особо элегантном костюме. Очень уверенный в себе, он
молча курил сигару. По почтительным взглядам окружающих я понял – это главный.
- Падре! Аль Падрино! – с уважением воскликнул я и заиграл ему «Крёстного
Отца», напевая про себя:
Зачем Герасим утопил своё Му-Му
Ну что такого сделало оно ему,
Ну почему, я не пойму,
Зачем Герасим утопил своё Му-Му…
Я закончил на высокой ноте, замер, а потом поклонился. Мужчины в костюмах
зааплодировали.
Главному это понравилось. Я раскланялся и мы повернулись уходить, но он
остановил нас:
- Вы откуда?
- Из Лондона. Мы туристы. Мы музыканты…
- Хотите есть? – сказал он. (Мы поняли это по знакомому нам слову «Манджаре»)
- Си, сеньоро! – шустро среагировали мы.
- Следуйте за мной.
Падре пригласил нас в ресторан, распорядился, и вокруг нас засуетились
официанты. Нам выделили почётные места рядом с президиумом, пересадив ради
этого других гостей, и стали угощать.
Наши соседи по столу неплохо говорили по-английски. Как оказалось, мы
попали на ежегодное собрание глав масонских лож провинции Тоскана, которое
проходит каждое первое воскресенье сентября. А «падре», пригласивший нас к
столу – это глава итальянских масонов, прибывший по такому случаю из Рима.
В перерывах между подаваемыми вкуснейшими итальянскими блюдами и винами мы
общались с господами масонами.
Как они рассказали нам, главная цель и идеология масонского движения – это
свободомыслие. Именно поэтому масонов часто преследуют тоталитарные режимы и их
общества в таких случаях становятся тайными. Масоном может стать каждый. В
жизни человек может быть влиятельным и богатым, а внутри масонской ложи –
простым рядовым или даже подчинённым. А главой ложи может быть простой в миру
человек. Масоны это всегда только мужчины. Но на такие собрания как это
допускаются жёны и друзья. И действительно, за соседним столом сидели
празднично одетые итальянские дамы. Это были жёны масонов. А мы, соответственно
– друзья. Иностранные друзья, поэтому в шортах, цветных футболках, сланцах и с
гавайскими цветами на шеях.
Вот главный подал знак, постучав вилкой по бутылке, все встали и замолчали.
Только нам и жёнам показали знаком что надо оставаться на местах. Был
провозглашён тост за президента Италии, все дружно выкрикнули какой-то возглас
и пригубили вино. Потом было ещё несколько таких же коротких тостов. Каждый раз
для тостов все вставали, а жёны и мы – сидели.
Что же мы ели, спросите вы?
Типичный итальянский праздничный обед:
Сначала – антипасти – мини-бутербродики с тончайшими ломтиками вяленой
ветчины. Это была лучшая в мире, тосканская ветчина – свиней тут откармливают
отборными желудями.
Потом – несколько смен паст. Спагетти, раскатанные вручную, равиоли,
лазанья, что-то ещё, я уже не помню. Их надо было посыпать лучшим в мире
тосканским пармезаном.
Потом – мясо. Кролик, курица, баранина или говядина на выбор.
Потом – десерт. Потрясающий, тающий во рту воздушный торт с итальянским
названием. Его надо было запивать сладким вином, в то время как пасты и мясо –
белым и красным.
Потом подали фрукты и мы обалдели окончательно. Я наелся до полного отвала.
Мы обменялись контактами с масонами и пообещали, что обязательно приедем
через год. И посетим масонский храм в Лондоне. И вступим в масоны.
Вряд ли мы сможем выполнить все эти обещания, хотя кто знает…
20.09.09
© Олег Лапидус