День четвёртый.

Пятница, 2.08.2002. 17:20. Лежу на травке в Лейстер-cквер. У меня две новости: хорошая и плохая.  Вот они в порядке возрастания:

а) меня выгоняют с квартиры;

б) я заработал 40 фунтов.

Начнём с минусовой новости. Сегодня утром на кухне я встретился с соседом. Мордастый парень индийской наружности в юбке, то есть в их индуистском балахоне. Шриланкиец, как и все мои соседи. Поговорили. Он работает в "Макдональдсе" как и все шриланкийцы. Как бы между прочим он мне сообщил радостную весть – я послезавтра должен съезжать. Класс! Они, оказывается, теперь будут жить вдесятером (комнат всего пять, и за мою уже кто-то  заплатил). Весело! Я впал в депрессию. Позвонил украинцу – другу Оксаны, спросил про комнату, тот ответил по-украински: «Пошукаю». Позвонил Роме, он посоветовал зайти в Goldsmith College – здесь рядом, полчаса ходьбы. Ну я зашёл, насрывал объявлений. Сегодня вечером буду обзванивать, и всё равно я в шоке.

В отчаянном состоянии я пошёл в метро, на заклание. Нужно было поиграть и заработать. Ведь в худшем случае придётся снова жить в хостеле за 17 ф. в день, и денег на это у меня явно не хватит. Я поехал присматриваться к станциям, искать место. На одной из них сидел пожилой мужчина и играл на небольшой арфе. Больше музыкантов я не видел, это подозрительно. В Париже, например, их значительно больше. Я объездил несколько станций, всё не решался в этих подземных переходах – грязно, жарко…

Примерно часа через полтора блужданий под землёй я остановился возле экскалаторов на станции Holborn. Там вроде дул свежий ветерок, и шёл постоянный поток людей. Постоял, собрался с силами, и – …

Интересно, ведь некоторые думают, что это просто – в неположенном месте расчехлить инструмент и заиграть что-нибудь громкое. Ага, а вы попробуйте! Семь потов сойдёт, полчаса будете вокруг этого неположенного места ходить, решаться, и ещё неизвестно, решитесь ли.

Я решился.

«Глори, глори, аллелу-у-я!» - наяриваю. Мимо проплывает непрерывный поток людей, некоторые оглядываются, но не больше. «О, вен зе сэйнтс кам марчин ин…» Ноль эмоций, ноль фунтов. Кто-то меня по плечу похлопал. Я оглянулся – молодая негритянка в фуражке.

- Здесь не положено, - говорит, - двигайся отсюда! (you have to move…)

- А где положено?

- А нигде!

- Ладно, - говорю, - сдвигаюсь… (I’m mooving…)

Колонку – в тележку, кларнет – в руку, и – в поезд.

Захожу в вагон, ставлю тележку у дверей. "Осторожно, двери закрываются!" (Mind the gap!)

- Си – соль – си – ре!!!

Люди оглядываются недоверчиво. Всем машу ручкой, приветствую.

- Listen to the boom! (Слушайте, сейчас бабахнет!)

И включаю аккомпанемент. Фрам-пам-фрам-пам-пам! – это барабаны на полную мощность. "Oh, when the saints come marchin in…”

Играю одну песню, в конце сам себе кричу, аплодирую, достаю банку из-под колы с монеткой для звона, в другой руке – кларнет. На кларнете издаю странные звуки: хохочу, завываю, передразниваю скучных пассажиров. Гримасничаю. Народ улыбается. У кого есть, тот даёт. Обошёл вагон, дождался остановки и сразу – в следующий.

Таким образом я за два часа раз 20 сыграл Saints и заработал 40 фунтов. Неплохо, а? Прошёл все вагоны состава, сел на лавочку перевести дух. Подходит следующий поезд, я – в него. Сыграл, смотрю – банки с мелочью нет, на лавке оставил. Фунтов 5 там было, наверное. Но настроение уже получше стало.

Какие сейчас планы? Не знаю. Надо обзвонить кучу народу, хату искать. Буду думать, что делать дальше.

18:44. Стою на автобусной остановке, сейчас поеду домой. Поговорил с мамой, она сперва была в шоке, когда услышала про мою вагонную премьеру, потом, узнав про доход, успокоилась немного. Я всё вспоминаю фильм «Пятый элемент». Лондон здорово на него похож: такой же бардак и полицейские ограничения чтобы как-то сдержать безобразия.

Нахожусь в совершенно умиротворённом состоянии: заработал, поел. Что ещё человеку надо для полного счастья? Женщину, и всё. Как сказала Оксана, смысл жизни человека – это две вещи: еда и секс. Ещё желательно чтобы интересно было, и тогда до смерти доживёшь без мук. Женщина скоро должна быть: со дня на день моя подруга из Москвы Маша Симатова должна приехать. Королева красоты МГУ. Красивая, весёлая, добрая и умная (это по Жванецкому). И тогда можно будет умиротвориться окончательно.

18:53. Ну и где же ваш 53-й? Ни одного человека на остановке. Что, опять в метро идти?

 

 

День пятый.

Суббота, 3.8.2002. 9:32

 

Доброе утро! Лежу на кровати. Вчера с автобусами я таки разобрался: оказывается, если написано N53 – это значит ночной 53, а не «номер 53» как я думал, и на этой остановке можно прождать до ночи, что я и сделал позавчера. Надо меньше думать, больше спрашивать – какой-то мальчик мне сразу показал, где обычный 53-й останавливается. Но он мне не понадобился – на остановке мне позвонил квартировладелец, и я поехал на поезде (!) смотреть комнату. Вроде неплохая, 70 фунтов в неделю, но далековато – полчаса на поезде от центра. Потом видел ещё одну хату, за те же деньги и тоже далековато – опять-таки поезд. Её пересдаёт на два месяца слегка перезрелая девушка лет 36-ти. Нужно снять ровно на два месяца, платить помесячно, и освободить в конце сентября. А что я потом до 6 октября буду делать? Думаю.

13:29. Еду в метро. Опять две новости – плохая и хорошая.

а) Маша Симатова задерживается вроде на неделю,  может и больше.

б) хату я снял, за 60 фунтов, у Роминого знакомого – Ника.

 

Сегодня был в Интернете, Машка пишет, что проблемы с визой, задерживают на “week” примерно, на курс опаздывает. Хреново.

А Нику я позвонил, сказал, что хату беру, «поставь мне только хорошую, тихую кровать!» Парень весёлый – смеётся всё время. Мой ровесник, инженер. У него два дома, он их будет сдавать покомнатно.

18:15. Лежу на травке Leicester Square, как обычно. Немножко моросит, но я зонтик к тележке прицепил. Отработал я сегодня два часа в метро. Всё никак не привыкну, нервная всё-таки работа. Попробовал на District Line играть сперва. Хорошие вагоны – высокие, акустика в них славная, идут над землёй – не жарко. Большие окна.

Поезд останавливается, я играю. Смотрю – служащий метро. Прямо напротив моего вагона. А меня видно – окна-то большие! И я как раз мелочь начал собирать с банкой. Он остановил поезд (двери закрылись и опять отворились), зашёл в вагон, и говорит: “Go out! Now!” Ну, я сразу из вагона и вышел. “Sorry, sorry, I’m sorry…Где выход из метро?» Сел на лавочку, якобы собираюсь, смотрю, он ушёл. Я в следующий поезд, и – дальше. Но уже на нервах. Однако как минимум ещё час отыграл. На другой линии – Piccadilly (центральная, жирная линия – много туристов, белых) тоже смотрю – поезд не трогается. Я как раз заканчивал своё «шоу». Ну и закончил. Поезд стоит. Подходит полная негритянка в фуражке:

-   У тебя хорошое шоу, только сделай чуть потише, идёт?

-   Конечно, конечно!

Двери закрылись. Я – людям: «Слышали, она сказала, что я – о' кей!» И начал собирать деньги.

Работа нервная, физически сложная. Нужно умудриться устоять на ногах на поворотах, сыграть правильно, позаигрывать с народом, не обидев агрессивных при этом, и глядеть в оба, чтоб не нарваться на полицейских. Сделаешь музыку тихо – сбиваешься, когда поезд на полной скорости гремит. Сделаешь громко – полицаи на остановках услышат.

Захожу в вагон. Там группка подвыпивших парней, лет 25. Они сразу ко мне: «О! Давай играй!» Играю. Работаю на них. Самый хулиганистый всё в мою тележку лез. Я его пантомимой отодвинул, пальцем погрозил, и он подчинился. Он танцует, и я танцую. Когда я закончил, они зааплодировали. Я, с банкой к нему, типа: «Давай!» Он: «Не-е!» Я делаю танцевальные движения, на него показываю, как бы: «Плясал? Ну так давай!» Он: «Не-а!» Я: «Ладно.» Пошёл по вагону, вернулся к ребятам. Его друзья – дали. Он – нет. Но зато уже доброжелательно. Успокоился. С «профессионалом» столкнулся.

Что интересно, на разных линиях ездят разные люди. Разный контингент. Играл я на Victoria Line. Та, которая в Brixton ведёт. Туда соваться мне Юра-скрипач ещё в Израиле категорически не советовал. «В Брикстоне негры живут» - говорил. И действительно: в вагонах цветные, негры, индусы в чалмах, индианки в сари, - не дают, конечно. Или медь.Но всё-таки интересно. Вот это закалочка! Я думаю, в "Карнеги-холл" будет полегче играть после этого. Там хоть здоровьем не рискуешь. Заработал я ни много ни мало 44 фунта.

 20:48. Сижу под аркой у огромных колонн “Canada House”, это справа от Трафальгарской площади, жду Аньку. Идёт дождь. Мокро.

Я всё под впечатлением своей новой работы. Сперва я думал, что мне надоест играть всё время одну и ту же песню. Может быть и надоест, но пока… Ведь в эти три с половиной минуты (примерно 2-3 станции метро) надо успеть сделать всё, на что ты способен – и похохотать, и поблеять, и технику показать, и пару приличных фраз сыграть для понимающих, и сплясать (это как раз просто, особенно на поворотах хорошо пляшется), и с народом позаигрывать мимикой, бровями; короче, выложиться на всю катушку. Иначе – не реагируют. Особенно в тяжёлых случаях.

Почти пустой вагон. Народ цветной, бедный, невесёлый – ему бы до понедельника дотянуть. Мамы с младенцами. Молодые негры. Или туристы с чемоданами и выпученными глазами. Или хотя вроде бы богатые, и благополучные, но эмоционально наглухо закрытые старушки. Или оч-ч-чень деловые люди в пиджаках, ну оч-ч-чень серьёзные и даже немного брезгливые – газету читают. Или делают вид, что читают, – меня-то всё равно слушают, я ведь перед носом кривляюсь. Или просто принципиальные – удавятся, но в карман не полезут. «Внеплановая трата? Это страшней, чем внеплановая беременность!»

Теперь представьте, что таких – большинство в полупустом вагоне. А играть надо – двери закрылись, вы с клар… Ой, извините, мне прямо на блокнот что-то шлёпнулось. Это голубь с самого верха, с карниза… Того. Вытер.

 

День шестой.

4.08.2002, Воскресенье, 12:07.

Настроение не очень – сегодня переезжать на отшиб на новую квартиру. И хотя на старой прожил всего ничего, а привык.

Я в метро – сейчас играть буду. Хочу попробовать сегодня кольцевую линию. Вчера с Анькой разговаривали, гуляли под дождём. Она, как и все начинающие художники (керамистка) считает, что работать на заказ не достойно артиста, иначе, говорит, это не искусство, а ремесло. Может быть, не знаю. А Моцарт? А Ростропович? Да почти все великие – они просто очень хорошо (гениально) выполняли заказ. Есть концерт Моцарта для фагота с оркестром. Подарок для фаготистов. Чудо. И всё только потому, что Моцарту… забашляли. Какой-то граф (из князьёв), любитель играть на фаготе, для себя заказал концерт. Видимо, Моцарт ему понравился. В конце концов, для кого художник творит? Для чего? Может, кому-то и не нужна оценка, реакция публики, признание. Как Диогену-из-бочки, например. Ах, он не художник? Извините.

Хотя я думаю, что это всё лукавство. Кокетство. Ведь стратегия артиста – продать себя подороже, понравиться, привлечь внимание. Как женщина постоянно сомневается в своей внешности, так и художник – постоянно сомневается в своей гениальности. Как женщина строит из себя неприступную, недотрогу, а сама в то же время жуть как хочет понравиться кому-нибудь, «быть любимой», так и художник изо всех сил дует щёки и пыжится. Или скрывается от толпы как поп-звёзды иногда: не даёт интервью, загадочно исчезает в неподходящий момент, а потом внезапно появляется, причём тоже не вовремя – выделывается от тоски.

И каждый раз волнуется перед концертом. А почему? Казалось бы, тебе-то чего дёргаться, ты же Пол Маккартни, ты же Раймонд Паулс, ты же Бритни Спирс, в конце концов. Свет выставлен, динамики громкие, фонограмма заряжена. Только покажись, и за тебя всё техника сделает. А всё равно где-то там, в печёнках поджилочки трясутся. Потому как неизвестно, что будет в этот раз. Как пройдёт? Не сорвётся ли голос? Не прервётся ли фонограмма? Не опозорится ли кумир? Вот и я не знаю, как вы, будете дальше читать, или уже надоело.

Мечта художника (и женщины) –«удачно выйти замуж», то есть получить признание и восседать на лаврах или пожинать их. Но это чревато расслаблением и утратой смысла жизни – вспомните Элвиса Пресли или какую-нибудь генеральшу. Всё не так просто, господа! Ладно, хватит умничать, пошёл я работать. Публика ждёт. Волнуюсь…

 

21:45. Море событий. Я в метро, еду домой забирать вещи. Отыграл я хорошо: выгнали только раз, причём не только меня – когда я играл, в вагон зашёл мой коллега, парень с аккордеоном, конкурирующая фирма. Он с интересом послушал моё шоу, и когда мы выбрались из вагона на станции «Бейкер-стрит», нас охранник и выгнал. И проследил, чтобы мы оказались на улице. Вышли, сели на бордюр, познакомились. Парнишка – слегка полноватый румын играет на аккордеоне по 7 часов 2-3 раза в неделю, имея за это 40 фунтов.

-   Ты «Ламбаду» знаешь? - говорит.

-   Ми – ми-и-и, ре – до – си – ля, ля – до – си – ля – соль – ля –ми – ре – ми!..

- Да ты профессионал!.. – разинул рот румын. Это для него верх музыкального исскуства, он ламбадой живёт. Уже три года в Лондоне. Я думал, мы с ним начнём делить сферы влияния, а он так спокойно ко мне отнёсся, типа, играй, где хочешь.

 

…Сижу на перроне, отдыхаю, пишу заметки. Вдруг слышу:

- Извините, как добраться до станции «Ватерлоо»?

Смотрю, молодая, смуглая, красивая.

-   Я сам здесь недавно, но давайте поищем.

Взял её за руку, веду к карте метро. Идём, руку не вырывает. Нашли мы ей дорогу, я и говорю:

- Я музыкант, сегодня вечером концерт. Придёшь?

- Да.

- В 17:00 на Лейстер-cквер, о'кей?

- Хорошо.

- У фонтана?

- У фонтана.

Даже странно, как-то слишком быстро согласилась. Девушка из Сицилии, зовут Элизия. Мобилы нет. Я, не очень-то надеясь, пришёл на Лейстер-cквер. Пришла! Аж дождь пошёл от неожиданности. Мы посидели на лавке, сфотографировались. Я применил «приём для иностранок».

- У меня проблема, - говорю,- я не знаю, как с иностранными девушками себя вести.

- В смысле?

- Ну, вот например, с русскими я точно знаю что делать: берёшь её вот так… (в качестве примера обнимаю сицилианку за талию), потом говоришь: «Хочешь, я тебя поцелую?», и…

- Ну вот ещё, я же тебе не русская! – со смехом уворачивается Элизия.

- А как это у вас в Сицилии происходит?

- По-разному. А где твой обещанный концерт?

- Сейчас будет!

Повёл её на площадь, расчехлился, и, пока другие музыканты не начали, заиграл. Она, улыбаясь, стояла в сторонке. Я успел сыграть всего песен пять, не больше, потом грохот конкурентов начался, но фунта четыре мне всё-таки накидали. С ними мы пошли в паб, выпили пива, поцеловались и подружились.

Элизия учится у себя университете, изучает литературу. Знает, кто такие Достоевский и Набоков. Спрашивала, каких я современных русских писателей знаю, а я, кроме Пелевина  и Сорокина, никого и не вспомнил… Даже застеснялся. И всё это на ломанном английском языке – она в Лондон приехала английский учить три дня назад. Живёт в квартире с итальянцами.

Расставались мы почти мужем и женой. Договорились, что она мне завтра позвонит. Проводил я её до метро, мы поцеловались, она зашла в вагон, и тут я вспомнил, что у меня нет её телефона и вообще никаких данных. Забыл взять. Ни адреса, ни домашнего телефона, ни мыла – ничего. «Осторожно, двери закрываются»… Она улыбнулась и помахала мне ручкой. Поезд ушёл. Что будет? Позвонит или нет?

 

Еду на старую квартиру, надо свернуться, переехать, и привыкнуть к новому месту.

Звонила мама, в Израиле опять взрыв и стрельба в Иерусалиме.  А мне тут хорошо. Прохладно, сегодня дождь весь день шёл, не взрывают вроде. Поселиться здесь, что ли?

22:45. Лежу в кровати на старой квартире, ребята-бангладешцы (или шриланкийцы?) разрешили мне ещё раз переночевать и завтра утром съехать. Посчитал заработок, 38 ф. (+4 на Лейстер-сквер, которые ушли на пиво.) Разве плохо? Это с учётом воскресных полупустых вагонов. Работал с часу до трёх. Уже меньше утомляюсь, привыкаю.

Думаю, надо начать просто гулять по Лондону, по маршрутам из путеводителя. Вот перееду, и тогда… Может быть с Лизой (то есть с Элизией)… Хотя, если честно, с ней, на её и моём английском, гулять по Лондону? Лучше бы с русской девушкой – не надо будет напрягаться. Или уж с англичанкой, хоть произношение потренировать.

Да, забурел я…

 

Дальше

 

Используются технологии uCoz